Консистентные смазки

Консистентные смазки – смазочные материалы (СМ) с пластичной текстурой, создаваемые на масляной дисперсной основе, которая стабилизируется коллоидными загустителями. В результате они не текучи и приобретают великолепные защитные и смазочные свойства и при этом способны длительное время удерживаться в закрытых и открытых узлах.

Преимущества и базовые характеристики

Консистентные СМ отлично герметизируют и прекрасно отводят тепло, формируют буферный и диэлектрический слой и способны многократно снижать изнашивание, появление задиров и ржавление. Благодаря таким качествам они широко применяются во всех отраслях промышленности и активно используются в тех случаях, когда применение масел невозможно. Их использование наиболее целесообразно для обработки подшипников, резьбовых соединений, сопряжений типа «вал-втулка», шлицов, цепных механизмов и редукторов. Они прекрасно защищают уплотнения от утраты эластичности и упрощают выполнение монтажно-сборочных и демонтажных работ.

Учитывая обширную сферу их применения, специалисты оперируют несколькими ключевыми параметрами, которые позволяют классифицировать основные эксплуатационные характеристики данных смазочных материалов. Как правило, это:

  • класс NLGI – порядок распределения смазок по консистенции текстуры;
  • вязкость основного масла – ключевой параметр, определяющий скоростной режим и условия эксплуатации;
  • пенетрация – параметр, характеризующий густоту вещества и его сопротивление проникающему воздействию;
  • температурный интервал – минусовые и плюсовые температуры, в диапазоне которых смазки сохраняют свою эффективность;
  • температура каплепадения – тепловой порог, при достижении которого текстура СМ утрачивает первичную вязкость и приобретает текучесть;
  • скоростной фактор. Определяет максимально допустимую частоту вращения и поэтому применим только для смазок, предназначенных для обслуживания подшипников.

Также немаловажны параметры сопротивления сдвиговым деформациям и способность противостоять свариванию сопряженных поверхностей и износу. Чтобы получить объективные данные, производители проводят испытания на ЧШМ (4-хшариковой машине) и, как правило, заявляют полученные результаты в паспорте СМ.

Особенности состава

Для изготовления консистентных смазок базой всегда выступает масляная основа. В зависимости от целевого назначения материала это может быть синтетическое или органическое масло, хотя сегодня также применяются и смесевые композиции.

Для загущения текстуры используют мыла и специальные компоненты. Тип загустителя влияет на пенетрацию, водостойкость, термостойкость и способность смазки сопротивляться нагрузкам, выдавливанию и смыванию.

Для оптимизации физико-химических, антикоррозионных, противоизносных и антизадирных характеристик применяют многочисленные присадки, твердые смазывающие вещества и синтетически синтезируемые компоненты.

Тип загустителя

Температурный рабочий интервал с учетом базового масла ˚С

Температура каплепадения, ˚С

Показатели водостойкости

Сопротивление нагрузки

Минеральное

синтетическое

Литий

-35 ÷ 120

-60 ÷160

170/200

+

-

Ca-мыла

-30 ÷ 50

Не используется

Менее 100

++

+

Al-комплекс

-30 ÷ 140

-60 ÷ 160

Более 230

+

-

Ba-комплекс

-25 ÷ 140

-60 ÷ 160

Более 220

++

++

Ca-комплекс

-30 ÷ 140

-60 ÷ 160

Более 190

++

++

Li-комплекс

-40 ÷ 140

-60 ÷ 160

Более 220

+

-

Бентонит

-40 ÷ 140

-60 ÷ 160

Не определена

+

-

Полимочевина

-30 ÷ 160

-40 ÷ 160

250

+

-

Совместимость консистентных смазочных материалов

Учитывая сложный состав, большинство смазок не рекомендуется смешивать, так как это может привести к резкому снижению антифрикционного эффекта и защитных качеств. При смешивании продуктов с антагонистичными по химическими свойствами возможны и более серьезные последствиям, поэтому выполняя замену консервационных и рабочих материалов, следует учитывать их совместимость.

 

Ca-мыла

kCa-мыла

Li-мыла

kLi-мыла

Li-Ca-мыла

Na-мыла

Бентонит

kBa-мыла

kAl-мыла

Полимочевина

Ca-мыла

 

 

kCa-мыла

 

 

Li-мыла

 

 

kLi-мыла

 

 

 

Li-Ca-мыла

 

 

Na-мыла

 

 

 

 

 

 

Бентонит

 

 

kBa-мыла

kAl-мыла

 

 

 

 

 

 

Полимочевина

 

● – смешиваемые консистентные смазки

Высокоэффективные консистентные смазки с увеличенным межсмазочным интервалом

Для данной группы смазочных материалов степень густоты текстуры является определяющим моментом, а она может варьироваться от мягкой и почти жидкой до пастообразного состояния. Согласно общепринятой методике, разработанной National lubricating Grease Institute, различают 9 классов СМ по степени густоты, где класс 000 соответствует минимальной вязкости, а класс 6 – максимальной. Использование продуктов с подходящим классом NLGI способствует их эффективности и долговечности оборудования

Класс по NLGI

Диапазон пенетрации

СМ, предназначенные для обслуживания

Пастообразные продукты

трансмиссионных узлов

подшипников

гидравлических механизмов

скольжения

качения

000

445 ÷ 475

 

 

 

 

00

400 ÷ 430

 

 

 

 

0

355 ÷ 385

 

 

 

 

1

310 ÷ 340

 

 

2

265 ÷ 295

 

 

 

3

220 ÷ 250

 

 

 

4

175 ÷ 205

 

 

 

5

130 ÷ 160

 

 

 

 

6

85 ÷ 115

 

 

 

 

Химическая формула консистентных смазок, а равно как их вязкостные параметры и трибологические характеристики довольно разнообразны и кроме NLGI существует целый ряд стандартов, регламентирующих их принцип маркировки и классификации. Наиболее применяемым на данный момент является DIN 51502.